Решил написать отчет о нашей поездке в Чимбулак, несмотря на то, что некоторые форумчане опасаются популяризации этого направления и нашествия туристов из наших местностей. Я думаю, что это совершенно беспочвенные опасения, почему — будет понятно ниже. Итак, для поездки были выбраны длинные выходные, приуроченные к 23 февраля, 3 катальных дня сб-вс-пн, и дни до и после на прилет-отлет. Важный момент — в Казахстане 23 февраля не является праздником, так что никакого переноса выходных, как в РФ, нет, и понедельник был обычным рабочим днем. Компания — 6 человек, 5 взрослых и ребенок 9 лет, 4 лыжника и 2 сноубордиста, все с хорошим опытом и уровнем катания и собственным снаряжением. Единственный прямой рейс Новосибирск-Алма-Ата выполняет компания S7 ежедневно, билеты купили за месяц до вылета на январской распродаже примерно по 9 300 рублей на человека туда-обратно, тариф без багажа, но провоз горнолыжного инвентаря бесплатно. Вылет из Новосибирска в 12-55, прилет в Алма-Ату через 2 часа, в 14 с небольшим по местному времени, разница с Н-ском -1 час.
В городе останавливались в хостеле Alma Cinema, по 3000 Тенге с человека. Вполне приличное место, удобно расположено, приветливый персонал. С утра решили не тащить все вещи до автобуса на гору пешком, вызвали 2 такси, обошлось примерно по 2300 Тенге за машину. Рейсовый автобус идет от гостиницы Казахстан, билет 150 Тенге на человека, обычный тариф в городском транспорте. Ехать 30-40 минут. Доехали до катка Медео, где заранее забронировали 2 трехместных номера в одноименной гостинице, расположенной в подтрибунных помещениях. Стоимость номера 40 000 Тенге за 2 суток, в рублях это примерно 7 000, т.е. чуть больше 1000 в сутки с человека. Сама гостиница довольно спартанская, без особых удобств и какого-либо сервиса, но в номерах чисто и тепло, нормальные кровати, чайник, туалет и душ - все что нужно есть. Это по сути единственный вариант проживания недалеко от горы, чтобы не ездить каждый день из города и обратно. Мы решили, что готовы заплатить за это, плюс возможность спокойно вечером покататься на катке Медео. Коротко о катке — сооружение, конечно, масштабное, но лед залит криво и с трещинами, а самое главное — абсолютно тупые коньки в прокате. Так что удовольствие от катания было сомнительным, но зато впечатления в копилочку положили.
От Медео до посадки на гондолу, ведущую к нижней станции собственно горнолыжного курорта Чимбулак, около километра, минут 10-15 неспешной прогулки пешком, можно доехать остановку на автобусе. Т.к. заселенние в номера происходит в 14 часов, оставили вещи в гостинице в специальной комнате и на гору поехали только с необходимым снаряжением. Гондола наверх идет минут 20, и привозит на нижнюю станцию катальных подъемников. Там расположен отличный современный сервис-центр с прокатами, комнатами для переодевания, теплыми туалетами и камерами хранения. Все новое, современное и удобное, построено, как я понимаю, в 2011 году к Азиатским играм. На всю компанию арендовали один семейный локер (металлический запираемый шкафчик), в котором предусмотрены сушилки для 2 пар ботинок и место для лыж. Лыж в итоге при определенной ловкости вошло все 4 пары, и 2 пары ботнок (но ботинки удобно входят женские и детские, мужские при такой компоновке будет впихнуть сложнее), все это оставляли на ночь. Днем там хранили обувь, сумки и пр. Важно отметить, что с этого года там новые правила аренды локеров: арендовать можно либо на день, т. е. с утра до вечера, за 500 Тенге, либо на 7 дней за 9000 Тенге (1500 рублей). Если не хочешь таскать лыжи вниз — то остается только недельный вариант, не зависимо от фактического количества дней катания. Но мы разбили сумму на всех, получилось приемлемо, и сам концепт вполне удобный, лыжи можно не таскать вверх-вниз, только доски и 2 пары ботов, что все-таки значительно легче.
Подъемники. Снизу до верхней точки курорта идет 2 очереди комбинированного гондольно-кресельного подъемника, Комби-1 и Комби-2 соответственно. Подъемники быстрые, современные, с чередованием 8-местных гондол и 4-местных кресел. Верхняя точка расположена на высоте 3200 метров. Вдоль линии этих подъемников и расположена основная зона катания. Еще одна зона катания с коротким и очень медленным кресельным подъемником, Талгар, находится на самом верху, уходит влево от основных трасс. Еще одно кресло уходит от нижней станции вправо по диагонали от основной линии Комби-1, но при нас оно не работало. На схеме там обозначены несколько трасс, но что они из себя представляют было не совсем понятно, глядя со стороны. Цена на ски-пасс варьируется в выходные и будни, при покупке онлайн действует скидка. Если на руках уже есть карточка подъемника, при онлайн покупке вводишь код, и карта сразу же активна, в кассу можно не стоять вообще. Абонементов на 2, 3 и более дней по более выгодной цене, чем за 1-дневный, нет. В сухом остатке, дневной абонемент для взрослого в выходной при покупке за нал будет примерно 1 650 рублей.
Трассы. По сути сверху вниз ведет одна единственная трасса, разбитая на 2 части в месте расположения станции пересадки подъемников. Хотя на схеме курорта нарисовано с десяток трасс, на самом деле это просто небольшие рукава в отдельных частях основного спуска. Наверху, вдоль кресельного подъемника Талгар, есть отдельная зона катания с короткими и пологими сине-зелеными трассами, но кататься там грустно, главным образом, из-за черепашьей скорости подъемника, с постоянными остановками. По факту разнообразия трасс в Чимбулаке нет. Подготовка трасс хорошая, в наличии разметка, ограждения там где необходимо, т. е. по этому параметру уровень вполне сопоставим с европейским. Но, как везде в больших горах, трассы иногда идут довольно узкой лентой серпантина. Снега было вполне достаточно, так же на курорте функционирует СИС, так что проблем с камнями на трассах нет. Основное НО касается характера снежного покрытия. Оно не просто жесткое, а самый натуральный бетон. С утра от силы час держится вельвет, за который более-менее можно цепляться, потом его постепенно соскребают массы катающегося народа, и после 12 появляются такие проплешины, прям натуральный очень плотный шершавый бетон, в который даже с ощутимым усилием невозможно воткнуть палку, на которых 99% просто не в состоянии удержаться. Причем в течение дня трассы не отпускает, даже при том, что было солнце и примерно +7 градусов тепла. Для техничного катания по таким трассам требуется очень хороший уровень и идеально подготовленное снаряжение с острыми кантами. Я на новых Head Supershape iRally с заводской заточкой, на которых за неделю до этого резал как по рельсам на Танае, чувствовал себя там местами как корова на льду. Увереннее всего ехала моя 9-летняя дочь с 3-летним спортивным опытом, на юниорских цеховых гигантах со спортивной заточкой на -3 градуса, но она еще и легкая, в отличии от взрослых. Вообще, самым подходящим снарядом там будет цеховая слаломка или жесткая слаломная доска. Все без исключения лыжники, на кого было приятно смотреть со стороны, ехали именно на таком инвентаре. Жестких сноубордистов видели, кажется, всего двоих. При этом трассы относительно пологие, реально крутых участков нет. Но на таком снегу хода набираются моментально, и о расслабленном катании лучше не мечтать. Говорят, бывает и по-другому, после снегопадов несколько дней склон держится более мягкий, но в марте бывает и совсем лед. Про фрирайд ничего не скажу, не за ним ехали и возможностями внетрассового катания не интересовались.
Народ. Народу на трассах много. Сказывается близость большого города, откуда можно доехать обычным рейсовым автобусом за 30-40 минут. Приезжих, конечно, тоже хватает, мы встретили людей из Омска, Питера и даже республики Коми. А еще туда приезжает, ка ни странно, много индусов, у них Казахстан, оказывается, прям популярное направление. Но они не катаются, а поднимаются погулять и посмотреть на окрестности. Все же основную толпу, пожалуй, формируют именно местные. При этом очередей на подъемниках особо нет, сказывается их высокая производительность. Исключение - утром и вечером очереди на забросочную гондолу от/до Медео, но для собственно катания это не так проблематично. А вот на трассах такое количество народа уже ощущается. Уровень катающихся, как и везде, в основном средний и ниже. В сочетании с покрытием трассы это создает эффект хаотично перемещающейся с большой скоростью вниз массы. Нередки прям классические троллейбусы, несущиеся вниз в условно управляемом полете. Большинство скребется боком, плугом или на заднем канте, что и приводит к выскабливанию трассы, особенно на боле крутых или узких участках. С другой стороны, полно сидящих на трассах или медленно спускающихся на заднице «райдеров», которые просто не могут устоять на снаряде на таком покрытии. Короче, местами довольно страшно себя чувствуешь в этой толпе. А отсутствие разнообразия трасс делает невозможным вариант свалить куда-то, куда эта толпа бы не доезжала. В понедельник утром первые пару часов было относительно свободно, и по трассе гоняли спортсмены, но с ними все понятно и предсказуемо. Удивительно, но при все при этом столкновений на склоне видел не много. Спасы есть, приезжают вроде оперативно, слава богу, мог оценить только со стороны.
Еда на горе. Есть несколько кафе и ресторанов на нижней станции, станции пересадки и наверху. На пересадке еще киоск с сэндвичами, чаем и глинтвейном. Еще наверху есть атмосферная национальная юрта, где готовят прям натуральные казахи. Плов, манты, шашлыки, самса и прочая т. н. «уйгурская кухня». Цена на порцию горячего 200-450 рублей на наши деньги, глинтвейн 200-250, пиво рублей 150-200 кружка.
Пару слов об Алма-Ате. Город приятный, по-своему красивый, но типичный экс-советский с небольшими вкраплениями историко-культурной составляющей. Какой-то особой атмосферы или национального колорита нет. По факту мы с семейством провели в самом городе два вечера и утро, двое из наших остались еще на день. И этого будет более чем достаточно для осмотра города. Да и вообще такой формат поездки на 3 дня катания и 2-3 дня на приезд-отъезд-осмотр Алма-Аты оптимален, на мой взгляд.
В сухом остатке, итого: приятный, но не поражающий воображение город Алма-Ата, самые ближние к Новосибирску настоящие большие горы со своей атмосферой, видами и высокогорным солнцем, отличный сервис европейского уровня на курорте, скудный выбор трасс со сложным жестким снегом, цены сопоставимы с нашими (имею в виду сибирские курорты). Могу сравнить с Грузией и конкретно с Гудаури, где мы почти той же компанией были год назад. Билет туда стоил по такой же акции S7 около 14 000 руб, но внутри страны все значительно дешевле. При этом Грузия гораздо более интересная с культурной, исторической, этнической и гастрономической точек зрения страна. Уровень сервиса в Гудаури вполне сопоставим, при этом намного более разнообразное катание, как с точки зрения выбора трасс, так и возможностей внетрассового катания, скитура и прочего (да что там говорить, по разнообразию трасс и условий для катания Геш будет лучше на порядок). Если вернут прямое авиасообщение, то для меня выбор между этими местами очевиден. В плюс Чимбулаку — близость к нам, ежедневные авиарейсы и близость курорта к Алма-Ате, т. е. можно более гибко планировать поездку, на любой удобнный срок. Так же там будет интересно спортсменам и стремящимся, но время для полноценных тренировок ограничено количеством народа на трассах. Но как ближайшая возможность съездить в большие горы в сочетании с европейским сервисом на курорте, ощутить эту атмосферу, плюс посетить Алма-Ату и Медео — отличный вариант, который можно удобно привязать к выходным, и который не пробъет большую дыру в бюджете. В общем, поездкой все остались довольны, но повторить в ближайшем будущем желание будет вряд ли. Хотя в Казахстане есть другие места с другими условиями для катания, фрирайда и ски-тура, но это будет совершенно другая история.
|