С 9 по 15 января мне посчастливилось поучаствовать в горнолыжном туре, организованный Асент-Травелом с выездом в Тирольский регион Австрии (Майрхоффен, Зельден с прилегающими Хинтертуксом и Обер- Хохгурглями) из Екатеринбурга.
Новосибирск представляли два сотрудника туристических компаний, директора которых являются участниками данного форума.
В продолжение к отчету Александра в «Отзывах о путешествиях» в виде замечательных путевых заметок о поездке
viewtopic.php?f=41&t=34628предлагаю иной, спорный для многих взгляд на Австрию как альтернативу одному из недельных выездов в Шерегеш.
Мое описание не о том, как было классно, и стоит ли ехать в Австрию (или в иную горнолыжную заграницу). А о сервисе поездки в Австрию и его составляющих: дорога, проживание, еда, трассы и катание, апре-ски.
Ремарка. Если для Вас хорошая компания заведомо перекрывает все накладки нынешнего Шерегешского размещения, обычное катание – не больше пары дней, дорога в 8-9 часов в одну сторону не в работу, а в радость, а пельмени с хорошей водочкой в проверенной арендованной квартире – самое оно, остановитесь, это не для Вас. Да и не талантливо, длинно получилось...
1. Дорога.
Вылет из Ек-бурга, время в пути – 4,5 часа. При приезде в аэропорт заранее есть отличная возможность размещения в гостинице «Лайнер» в 100 м от терминала, цена за место от 700 руб. за ночь (вылеты обычно утренние). Дорога до Ек-бурга – 3,0 тыс в оба конца – сравнима с ценой поездки на машине в Шерегеш, если ехать комфортно.
При выборе вылета из Москвы есть варианты покупки стыковочного рейса из Нска по 7,5 тыс. туда/обратно. Но проблема проведения ночи в аэропорту, к сожалению, остается…
По суммарному времени перелета дорога сравнима с поездкой в Шерегеш. По комфорту – судите по себе, мне самолет больше приятен, чем авто в ночи.
Здесь же скажу про трансферы из аэропортов до мест катания.
Для Австрии ко многим зонам катания удобно расположен Инсбрук. Есть вылеты, но. Аэропорт Инсбрука принимает не все самолеты, с учетом его зажатости горами самолеты выполняют почти вертикальные взлеты, поэтому, к сожалению, короткие трансферы из Инсбрука – редкость для Австрии.
Традиционные аэропорты прилета – Зальцбург (160-260 км) или Мюнхен (аналогично). Три часа дороги плюс к перелету. Комфортной, но все же дороги.
2. Проживание.
Огромный выбор апартаментов и гэстхаусов, гарни-отелей (без ресторана), отелей высокого класса для предвзятых гостей.
Расположение отелей. Регион Циллерталя (от Фюгена до Финкенберга, включая Майрхоффен, Кальтенбах, Цель-ам-Циллер) с его возможностями бесплатного передвижения на ски-бусах и красном поезде традиционно дешевле: большой выбор, легкая доставка до подъемников. Цена на апартаменты традиционно от 15-30 евро на человека, хаусы и пенсионы селят от 30 до 50 евро, отели 3*-4* начинаются от 50 евро на человека.
В итоге размещение в апарте обходится в 200 евро на человека за неделю, в хаусах – от 300 евро.
Мне понравилось размещение в хаусах. Уровень этих частных гостиниц точно не ниже уровня бюджетных отелей под горой в Шерегеше, а сервис радует.
Типичный хаус.
Очень уютно, отличного качества постельное белье, удобные кровати. Вода из крана очень мягкая, близка к минеральной, все местные пьют прямо из-под крана.
Для сравнения. Неделя в Спортотеле стоит на двоих порядка 500 евро. Правда, с завтраками и ужинами.
Скромный стандарт, многие еще лучше.
Есть варианты с мини-кухнями, двухкомнатные.
Хаусы, как правило, имеют свои сауны, оборудованные сушками ски-румы для оборудования. Содержат такие дома семьи двух поколений, на 50-100 номеров – 4 человека персонала, которые работают, не вспоминая о пенсионном возрасте и убеждением: вы копили деньги и приехали отдохнуть, а мы готовы вам этот отдых сделать незабываемым. Стараются угодить каждому: нам в одном из гэстов хозяйка по утрам на ломаном русском докладывала прогноз погоды в российских городах.
Отвлечение.
Приехав, прочла гору страниц мустаговского флуда, выкопав в нем отличную фразу:
McDuck писал(а):
Почему в Австрии дешевле геша, да потому что там нет цели окупить за год два и принести прибыль в год в два конца. Потому что в Австрии хозяин гостиницы сам ищет, встречает, расселяет клиентов, его жена готовит и убирает, его дети так же при деле. Он работает на свой бизнес каждый день. Он имеет собственность на миллион евро, а работает в том числе и поломойкой.
Не в бровь, а в глаз. Истина, на себе испытали.
Завтраки в хаусах очень достойные, в апартах, конечно, попроще, там вареные яйца могут быть единственным приготовленным блюдом, остальное – готовая еда из супермаркетов (нарезки, джемы, тосты, масло, мюсли, сок и т.д.).
Зельден располагает возможностями поселения как внизу, в самом Зельдене, так и на горе, в Хохзельдене. Поселки соединены между собой серпантинной дорогой, также есть лифт типа рельсового подъемника, связывающих верхний и нижний Зельдены.
Наверху проживание более бюджетное.
В целом Майрхоффен произвел впечатление гудящего муравейника. Зельден – спокойнее и тише, городок в две улочки по берегам протекающей через город реки.
Сходство в том, что по обоим городкам проходит трассовая дорога, поэтому при выборе места размещения советую выбирать отель не у центральной дороги.
3.Еда.
Катание располагало обедать на горе.
Кафешка на стыке подъемников располагала отличными местами для загара и бюджетным меню с сытной едой. За 10-15 евро, включая пиво и глинтвейн, мы еле встали из-за стола…
Кафе с видами на Альпы.
Сравнивать еду с Гешем не буду – не корректно. Ресторанов на горе – у каждой развязки подъемников, места были, средний чек за обед с глинтвейном-«глювайном» и большим блюдом составлял порядка 17-20 евро, с десертом – около 25.
Традиционное блюдо – жареная картошка с мясом и так называемыми клецками, по-нашему – макароны с сыром. Цена – 9 евро, порция - ого. Пиво, глювайн – 3,8 евро, кофе – от 2 евро.
Для гурманов – ресторанные блюда отличались отличной сервировкой и подачей, подсмотрела чек на приветственном ужине в ресторане отеля с 700-летней историей и геральдическим генеалогическим древом – с медальоном из оленины, хорошим вином и десертами вышло 37 евро на душу.
Ужины возможно организовывать по-разному. Кафе – достаточно, но многие покупали еду в супермаркете Шпарр. Продукты очень вкусные, молоко просто вкуса детства, не порошковое. Пиво, колбаски, нарезки, сыры, десерты/штрудели – недели не хватит попробовать.
Затаривание в Шпарре обходилось бюджетно, ужин до 10-15 евро на человека.
Из алкоголя очень приятные травяные настойки, ликерная водка, народ хвалил шнапсы с разными вкусами. 0,7 шнапса – 9,9 евро, темное пиво в бутылках – порядка 1,5 евро.
В Майрхоффене прямо напротив Пенкена расположена мясная лавка с полуфабрикатами блюд австрийской кухни (рульки, колбасы, супы), которые при вас нарежут/нальют/разогреют за 2-3-5 евро.
4.Трассы и катание.
Трассы, в сравнении с Гешем жесткие, возможно, это погодная особенность в наш приезд. Пухляка не видела. Подготовка отменная, выглажены как яйцо. Около 250 км трасс в Зельдене с Гурглями, Майрхоффен - около 150, плюс ледник Хинтертукс 120 км.
В наш приезд настало глобальное потепление. Чуть не смыло Кельн и Дюссельдорф, судя по СМИ. Снег падал, но таял быстрее, чем падал. Под горой температура поднималась выше +8. На горе по ощущениям было +2, +5. После обеда трассы сбивали в комки, снег становился тяжелым.
Катание в Майрхоффене погодно напоминало конец марта у нас, в Зельдене в один из дней – конец апреля.
Зато относительно морозно и жестко было на ледниках.
Трассы Майрхоффена понравились. Многовато народу было внизу, на первом подъемнике, видимо из-за облачности в верхней части гор.
Обкатали горы Пенкен и Хорберг. Расткогель был близко, но пришлось им пожертвовать, как и Эггальмом. Эта зона катания немного в стороне, не хватило времени доехать. Известные издержки рекламников – нехватка времени…
Немного фото. Первая сделана внизу - верх был в туче.
Спуск с Пенкена – только в кабине. Ски-аута в этом городе нет, если не считать одну трассу в зоне Аххорн.
Преимущество больших зон катания в том, что почти при любой погоде можно найти место для комфортного катания. В Майрхоффене при густой облачности народ уезжал в Циллерталь-Арену – противоположный склон горы, как правило, демонстрировал и иную погоду.
Температура, видимость, скорость ветра всех прилегающих зон катания весь день с веб-камер транслируется на местном ТВ. Тем самым, позволяя с утра определить приоритеты между зонами катания и их очередностью.
Один из дней катания был посвящен глетчеру (леднику) Хинтертукс.
Красивая дорога по серпантину в горы, виды, маленькие поселочки, замерзшие водопадики…
Ледник, первый в жизни, оказался простым, с минимальными уклонами трасс, но дал почувствовать разницу между солнечными и теневыми трассами, заставлял маневрировать при выборе склонов катания – периодически за верхушку цеплялось облако, и туман скрывал человека в двух метрах от тебя, что создавало нереальные ощущения при катании: земля вдруг то уходила из-под ног, то наваливалась откуда-то снизу – рельеф не был виден совсем.
Фото с ледника.
Супер ски-пасс дает возможность катания во всей долине Циллерталь, включая ледник. Очень удобно, как не хватает этого в Шерегеше… Цена на ски-пасс при стандартной покупке на 6 дней – примерно 28-35 евро в день.
К сожалению, в Майрхоффене остались не обкатанными и трассы подъемников Ахорна – не хватило времени.
На вершине Ахорна есть ледовые хижины, отличные синие трассы для начинающих, солярий под открытым небом.
Зельден порадовал наличием снега до основания горы, хотя впоследствии убедились, что спуск вниз на лыжах (коего нет в Майрхоффене на подъемнике Пенкен) не очень радует: настовый и узкий, разбитый к вечеру склон.
Однако катание наверху, несмотря на снег с облачностью, поразило многопрофильностью трасс, огромным выбором спусков, которые можно закольцевать в ски-сафари между горами и ледниками Зельдена.
Профили трасс Зельдена и соседних зон катания сильно отличаются, на вершине гор и местами в середине есть узкие петли трасс, переходящие в ратраченные поля.
Для сноуборда как в Майрхоффене, так и в Зельдене оборудованы фанпарки. Но в первом сноубордистов было больше: похоже, сказывалась демократическая тусовка курорта. Зельден более респектабелен, несмотря на обилие русских туристов…
В первый день приезда в Зельден мы удачно попали на ночное шоу, проводимое на первой станции подъемника Гайслашкогль. Начало в 19-30, вход – 10 евро. На протяжении двух часов на склоне с применением спецэффектов, светомузыки, салютов и подсветок демонстрировались параллельные спуски на всем, парапланы/парамоторы, телемарк, спуски в ритме вальса и т.д. Очень зрелищно. Особенно для разогретой концертом и глювайном публики. В это же время работала освещенная трасса.
Справа - склон, на котором демонстрировалось шоу.
Катание в соседних Обер- и Хохгургле, поселках в 10 км от Зельдена, сделало законченными впечатления от этого региона. Трассы в Гурглях – широкие, с хорошими уклонами, гораздо меньше людей, чем в Зельдене.
Как дневная альтернатива более чем хороши.
Ски-пасс – отдельный. Не увидела возможности приобрести ски-пасс Зельдена с доплатой за день Гурглей за плюс 10 евро. Говорят, раньше это было.
Цена ски-пасса в Зельдене соизмерима с ценой в Майрхоффене.
Подъемники.
Кабины, вагоны, креселки, бугели... На последних мало кто катается (холодно, говорят!), поэтому трассы вдоль бугелей до конца дня в идеальном состоянии.
Теплый пластик, ПВХ, местами подогреваемые сиденья.
Проход на подъемники не требует вынимания и прикладывания карты ски-пасса, считывание происходит автоматически, нельзя лишь складывать разные ски-пассы вместе.
В Зельдене два подъемника: Гигиёх и Гайслашкогль, расположенные в противоположных концах городка. Первый – для начинающих, но он же и возможность попасть на ледники, с Гайслашкогля такой возможности нет. Поэтому народ идет именно на Гигиёх, с утра очереди, проход быстрый.
Про подъемники Майрхоффена описано выше: Пенкен и Ахорн.
Туалеты.
Теплые, бесплатные (местами – за 0,5 евро), везде, чистые, само собой. Хотя все в ботах ковыляют и в куче лямок/застежек, как у нас…
Аренда оборудования.
Удивило то, что много людей катается на своем оборудовании – при изобилии прокатов, приличном качестве и подготовке арендуемых лыж.
Цена на прокат – очень приемлемая – 6 дней среднего уровня лыжи – порядка 80 евро. С ботинками – от 100 евро.
Сервис в прокате – на уровне космоса. Мягкие сиденья, питье, умывание, полотенца, подбор моментальный, уходить не хочется.
Весь день до глубокого вечера все приезжее население Майрхоффена, Зельдена и прочих горнолыжных поселков ходит исключительно в горнолыжных ботинках. Не взирая на расстояния. Маршруты ски-бусов зачастую петляют, и народ топает в ботах как в тапках пару-тройку кварталов.
Возможная причина – плата за хранение. В Зельдене нетрудно найти ячейку за 2 евро в день, Майрхоффен удивил платой в 5 евро. Мы оставляли обувь по договоренности в прокате, но всем это, увы, не доступно.
Вот тут Шерегеш вне конкуренции. За 50 руб. оставляли по 3-4 комплекта у Наташи в прокате…
Обучение на горе.
Количество ски-школ не поддается описанию. Обучение предлагает от 2 часов до нескольких дней. При групповых занятиях стоимость на человека составляет за один день от 60 евро. Учат хорошо, оценила по слабо катающимся на входе из нашей группы.
Детки занимаются отдельно.
Для детей оборудованных мест катания не увидела, в Зельдене был небольшой склон для беби с игрушками и с лифтами, в Майрхоффене не заметила специализированного детского сервиса.
5. Апре-ски.
Второе после трасс главное отличие Австрии! Без сравнения с Шерегешем.
Подход иностранцев и русских к данному время провождению сильно разнится. Наши предпочитают оттянуться попозже, со вкусом и не торопясь. Иностранцы, не отходя далеко от подъемников, начинают быстро, пьют много и заканчивают не поздно. Бары гудят, начиная с 17-00, постепенно меняя публику в горнолыжных ботинках на публику в цивильной обуви.
Многие отели располагают своими возможностями для апре-ски, хорошо подходящими для компаний (камины, живой огонь, диванчики, вспоминайте старый спортотель).
Дискотеки есть, на любой вкус. Немцы-австрийцы любят петь Раммштайн, Чингиз-хан и пр. родные тексты.
Но основное вечернее развлечение, ИМХО, это бани. Про совместные австрийские сауны (в текстиле нельзя, купальники перечеркнуты жирным крестом) много сказано, повторять не буду. Если отбросить первичный культурный шок, то качество саун – отменное, цена за посещение часто отсутствует, как в Зельдене: многие отели предлагают постояльцам бесплатное посещение раз в день Фрайцайт Арены – бассейно-банного комплекса.
Фоток нет…
Для любителей аквапарков в 10-12 км от Зельдена находится Аквадом – отель с термальными водами, уличными и закрытыми бассейнами, огромным банным комплексом, включающим соляной грот, пещеру с имитацией ливней и прочими развлекушками. Вечерняя цена на вход – 18 евро.
Там можно провести не один день, особенно если погода не благоприятствует катанию.
Из экскурсий есть предложения ближние: музей Сваровски, Баварские замки, Зальцбург, и дальние: Вена, Венеция, Цюрих – с ранним выездом и поздним возвращением. Цена на экскурсии – от 50 до 130 евро.
Шопинг. Кроме горнолыжки, практически отсутствует. В Майрхоффене был слегка опустошен магазин типа C&A, с ценами от 10 до 20 евро и немецким качеством, но это скорее исключение.
По горнолыжке оценивать не берусь, мне показались цены приятными, процентов на 30 дешевле, чем здесь. Но не на все.
Итог.
Австрия – реальная альтернатива недельному Шерегешу, причем во всех аспектах. В первую очередь для тех, кому качество важнее количества. В деньгах два Шерегеша равны одной поездке в Австрию. Безальтернативен пухляк, но не для меня. Я любитель подготовленных трасс.
Пояснение.
Отвлекаясь от рекламного тура и оценивая бюджет поездки при покупке обычного тура пришла к сумме около 40,0 тыс на человека за неделю вместе с перелетом из Нска при размещении в хаусах.
Тур обошелся в 30,0. Шерегеш в неделю обходится в 20,0-22,0 тыс. В два раза, а не на порядок дешевле Австрии с 200 км трасс в выбранных зонах катания, отличным сервисом во всех аспектах отдыха.
Нематериальные впечатления измеряются ощущениями, в первую очередь от катания, комфортного пребывания там и на удивление не утомительного переезда. Сравнению не подлежат, по крайней мере для меня.
Следующие планы – Италия, Доломитовые Альпы и Кортина ди Ампеццо. Надеюсь, в марте...