Разбор полётов.
Дата - 4 апреля.
Погодные условия - пасмурно, термическая активность отсутствует. Ветер западный (с горы), по ощущениям на морде лица фоновый 7-8 м/с, порывы 10-12, турбулентный. По приборам "Панорамы" (датчики установлены на некоторой высоте над землёй, на столбах) ветер фоновый 10-13, порывы до 17.
Старт с пассажиром на тандемном спидглайдере из-под самой рампы, поскольку других шансов разложить купол и не быть сдутым попутным ветром не было. Пассажир - Казик (ни с кем другим я бы не полетел, таких простреленных на голову в этом мире достаточно мало). Пассажир - на лыжах, я на борде. Пассажир перед стартом предупреждён о сложных условиях в воздухе и особенно на старте.
Предусматривалось 2 варианта старта - первый (но маловероятный) - если удастся уйти сразу из-под рампы. Второй - если не удастся разогнаться и достаточно загрузить купол (и при разгоне его схлопнет попутняком), то откувыркиваемся пока не удастся остановиться, потом уходим вниз метров на 100-150, ищем зону с ложным встречным ветром и стартуем оттуда.
Уйти из-под рампы нам удалось. Криво-косо, купол на выводе хлопал и крутился, нас роняло на бок - но удалось. Метров через 100 после отрыва началась роторная колбасня - хлопнула фронталка и несколько небольших ассиметрий. Тут писать особо нечего - ротор он и в Африке ротор, правда в этот раз было очень жёстко, даже для меня.
Прошли зону основной турбулентности, стало вроде потише, но всё равно ещё очково. Подошли к зоне нашей штатной посадки - в районе посадочной станции верхнего бугеля. Высоты многовато. Для сброса избытка высоты начал ходить галсами влево-вправо - качать глубокие винговеры для сброса высоты в турбулентном воздухе было страшновато. Провалились по высоте до уровня вершин деревьев, т.е. высоты в этот момент осталось примерно метров 30 над рельефом. Впереди - около двух третей длины выката, по глиссаде прикинул, что посадка будет где-то в зоне конечной четверти выката. Всё штатно. Летим, плавно снижаясь, и постепенно опускаемся ниже уровня вершин деревьев, на расстоянии примерно трети ширины трассы от правого края.
Проходит несколько секунд - и тут я чувствую, что снижение почти прекратилось. Мы идём почти на одном уровне относительно рельефа. А оставшаяся длина выката впереди становится всё меньше и меньше. И вот уже мне по планируемой глиссаде начинает не хватать остатка трассы, чтобы потерять высоту, дотянуться до земли и сорвать купол. Мы внутри коридора - справа стена деревьев, слева - канатка. Высота над трассой - метров 15-18, скорость - около 60. Срывать купол на такой высоте на такой скорости - это означает довольно надёжно убиться.
Для тех, кто ещё не летал на этой трассе на спидиках, чтобы было понятно, небольшой комментарий - ни разу в жизни у нас никто не долетал до этого места на спидиках даже близко. Все приземления обычно происходят на выкате около горы, где-то в зоне четверти-трети от длины выката. То, что спидик с его слабым аэродинамическим качеством может пролететь весь выкат - в голову не приходило даже теоретически. Похоже, злую шутку сыграл ротор - это единственное внятное объяснение, которое приходит в голову про прекратившееся снижение - нас поддерживал язык ротора. Поскольку парапланеристы в таких условиях просто не летают в принципе, то накопить статистику и понять закономерности полётов в сильном роторе и в частности в его языке до сих пор не представлялось возможным.
Остаётся метров 100 до конца трассы, и тут я понимаю, что мы в ловушке. Высота слишком большая, чтобы срывать купол - убьёмся нахрен. И слишком маленькая, чтобы развернуться внутри коридора на 180, в гору. При полёте дальше вперёд на выкат мы уже не попадаем - у нас слишком много высоты. Впереди поперёк всей трассы 2 плотных людских очереди (на подъёмник и в кассу) - над первой мы проходим на высоте метров 3-5, над второй - как повезёт, скорее всего мы её сносим своими лыжами-бордами. Дальше - стоянка машин, которую мы уже точно не перелетаем. Развернуться на 180 градусов, чтобы сесть "в гору", мне не хватает ширины трассы - я внутри коридора. Скорость очень приличная, и существенно уменьшить её я не могу. Тупик.
Ещё один вариант, который был всегда на уровне подкорки "на самый-самый крайний случай", но не просчитывался до этого случая как реально-нужный запасной вариант - снегоходная дорожка справа, которая уходит в сторону "Панорамы". Эта дорожка слабо загружена движением снегоходчиков, и теоретически туда можно уходить. Только было неизвестно, поместится ли у меня крыло внутри этой просеки, поскольку дорожка эта достаточно узкая среди высоких деревьев. И ещё мне казалось, что она примыкает к основной трассе почти перпендикулярно. На деле же оказалось, что она уходит в гору от основной трассы под очень небольшим углом, и угол нашего разворота должен был составить примерно 160 градусов. Эдакий "боевой разворот" на спидике почти на месте, на предельно малой высоте.
Понаписал много букв, а в реальности всё происходило за какие-то доли секунды. Вижу конец трассы, понимаю ловушку, тут справа проходит на траверзе пушистое дерево, за которым уходит вбок-назад узенькая с высоты вершин деревьев снегоходная дорожка. Понимаю, что просто не вписываюсь в поворот - всё слишком узко и близко. Делаю предельно резкий правый разворот, чтобы пройти правой консолью прямо по этому дереву и хоть как-то вписаться в ширину дорожки. На таком резком развороте до какой-то неимоверной величины вырастает центробежка, а также горизонтальная и вертикальная скорости снижения. Такие скорости снижения отпечатались у меня в памяти первый и единственный раз на "Бирюзовой Катуни", когда я попробовал провернуть на спидике один оборот спирали с высоты чуть выше уровня деревьев. Тогда высоты для завершения оборота мне не хватило метров 10, и ощущения вхождения в склон были очень острые - хромал несколько дней. В этот раз ощущения аналогичные, вошли в плотный снег примерно по грудь. Слава Богу, снежный покров в Геше достаточно глубокий для такого торможения...
Ещё свою лепту в наше успешное торможение внесла пара тонких берёзок, которые мы благополучно снесли телом Казика. По субъективным ощущениям - в момент контакта с рельефом скорость была за счёт центробежки километров под 80, вертикалка наверно метров 7-8. Казик проникся, сказал, что понял, "в чём фишка", и "в следующий раз он полетит сзади..."
Потом долго очухивались и выкапывали из-под снега лыжи-борд. Фотографировались на память. Добавили себе ещё по одному дню рождения. Фотки с места действия выложу чуть позже.