Параплан. Заметки новичка. Первые полеты.
(Литературно-документальное произведение)
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Как любой уважающий себя новичок, я, конечно, был уверен, что знаю, если не все, то многое. А раз теоретический багаж набран, то имеет смысл проверить его на практике, тем более, что возможность такая была. Хочу сразу отметить, что вся теория подтвердилась, дело за практикой. Появившись пару раз на полетах, послушав наставления инструкторов (другим!) и проанализировав поведение курсантов в воздухе (новички они и есть новички!), уверенность окрепла, о чем я и сообщил Командору.
Переспросив меня для надежности и получив подтверждение моему намерению, Саша согласился на эксперимент, хотя сомнения в его глазах читались. Но свою дееспособность я подтвердил героической работой на смотчике (намотав замечательную бороду!), а справку с психиатрической клиники забыл дома. Думаю, его подвело то, что я приезжал на старт на машине, но он же не мог знать, что машина не моя, а прав у меня может и не быть. Совет дня – проверяйте документы у курсантов!
Уже в конце дня он вывез меня в тандеме. Скажу честно, страшно мне стало сразу на затяжке. Все-таки – высоко! Причем пугал именно трос, идущий на лебедку, кроме всего прочего оборвавшийся у смотчика (явные происки Бородина, но он клялся, что все произошло само! Тогда откуда была эта его улыбка, когда он прицеплял мне трос?). Ощущения могла бы понять собака на привязи, но высоко в воздухе, с совершенно естественным вопросом, удастся ли с этой привязи убежать, и когда? Последующие события подтвердили самые худшие опасения, отцепка не хотела отцепляться. С ее стороны это было, конечно, не интеллигентно и не красиво, но двумя (я это точно помню, что двумя!) судорожными неэстетичными движениями трос все-таки был сброшен. Уф-ф-ф!
Дальнейшие действия не показались интересными. Немного порулил, выполнил повороты на нужные углы, параплан вел себя хорошо, чем ввел меня в заблуждение. Знать бы мне тогда, возможно все закончилось бы короткими заметками пассажира тандема! Но, как выяснилось, инструктор контролировал ситуацию, давая наивному новичку бодрый заряд уверенности в своих силах, что равносильно убежденности идиота, что он самый умный. Зашли мы на посадку с превышением, и земля побежала под ноги несколько быстрее, чем я ожидал, в итоге, подняв ноги, мягко сел на жопу (куда сел, туда и пишу!). Саша ситуацию не комментировал, признав, что посадка была немного не правильная. Я добродушно переложил всю вину на него (а на кого же еще?), отметив, что защита пассажира в тандеме не соответствует высоким требованиям безопасности, кроме тех случаев, конечно, когда пассажир другой, а не я.
Предложив второй раз слетать в тандеме, Командор честно предупредил, что самостоятельный полет я не успеваю сделать в это воскресенье, уже стемнело и заходила большая туча. Благоразумно решив, что все приобретенные навыки сохранить за неделю не удастся, я отказался, озадачившись возможным первым вылетом и отсутствием всякой наземной подготовки.
Саша согласился, что поднимать параплан и держать его нужно все-таки уметь самому курсанту, как обязательный атрибут самостоятельного старта, дав понять, что инструктор это делать не будет. Спасибо Чипу, за помощь! Курсант курсанту братья навек. За те полчаса, что я пару раз поднял аппарат и десяток уронил его на взлете купола, пришло понимание, что параплан несколько отличается от кайта, самолета и парашюта, этих знакомых мне летающих устройств. Во-первых, он больше, во-вторых, ему нужен ветер, потому что бегать с ним по нескошенному полю, изображая легкий встречный ветерок, тяжеловато, в-третьих, он как-то слабо реагировал на мои действия, явно не желая помочь. Убедившись, что управлению параплан все-таки поддается, но без особой уверенности, что именно моему, с чувством выполненного долга наземка была закончена.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
За неделю уверенность не пропала, потому что родные все уехали отдыхать далеко и надолго, и поставить мне мозги на место (или закрыть на ключ дома или в гараже) было некому. В четверг, коварно удрав с работы немного пораньше, добрался до поля на Морском. К сожалению, чуть припоздал, и самого интересного не увидел. Еще на подъезде увидел, как кто-то крутит спираль (фигура напоминает штопор!), причем это было так энергично и красиво, что в голову пришли всякие аэродинамические мысли. "При динамической нагрузке на купол, за счет большой центробежной силы, такие фигуры возможны, потому что не дают куполу возможности сложиться, заменяя естественную силу тяжести и нагружая купол." (Желающие могут меня поправить, ибо мы сами не местные, книг не читали, но все знаем!). Оказалось, что Саша проверял купол, на котором курсант приземлился на дерево, сумев ободрать все ветки, оставив голый ствол, но матчасть чудом не повредил. Коллегиально инструкторами было принято решение о пробивке просеки нерадивыми курсантами, но реализацию отложили на потом. Именно этот купол мне и был выдан для полетов, хотя я доказывал, что тот желтенький будет намного красивее смотреться на мне, а синий будет сливаться с моими джинсами и курточкой. Видимо, инструкторам показалось недостаточной проверка Командора, и они решили, что в процессе моего обучения заодно дополнительно проверят и купол. Но это я понял гораздо позже, только на следующий день! "Так близко от провала Штирлиц еще не был ..."
Поле на Морском не так располагает к полетам, как Южный - вокруг линии ЛЭП и близкие лесополосы. Кроме того, в душе точил червячок, смогу ли я поднять купол и оторваться без позорного падения на старте, помятуя о высоком уровне своей наземной подготовке.
Тут-то я и поделился с Командором результатами своих глубоких размышлений в течение рабочего дня, прикидывая, в какую сумму обойдется мне второй тандем. Проанализировав свои высокие достижения (особенно в освоении смотчика!), я выразил сомнения, что второй тандемный полет даст большую прибавку к моим навыкам, и нагло предложил сразу лететь самостоятельно. Добрые Сашины глаза я помню и сейчас, но занятость с курсантами, видимо, не дала ему до конца осознать ситуацию, и он, переспросив про внутреннюю психологическую уверенность, согласился. Глубокий его вздох мне видимо почудился.
Как написано у классика юмора: смеркалось. Кроме того, что звезда по имени Солнце не прервала свой бег, описанный Кеплером, наверху поднялся ветерок, хотя на старте был почти полный штиль. Командор не счел это серьезной помехой, а я не рискнул указать ему на прямую опасность для социально полезного (я надеюсь!) члена нашего общества. Толя Пух улыбался, поглядывая на меня. Быстро перебрав в голове те короткие наши встречи зимой при катании на кайтах, я успокоился. Как же я ошибался! Но об этом позже или в другой раз. Конечно, его совет не бодать головой подвеску был безусловно полезен, но обиден. Поэтому в эту ночь я не спал, переживая его слова, а не потому что попалась интересная книга. Инструкторы – будьте взаимно вежливы! Курсанты - тоже люди. Хотя ...
Сказать, что свой первый полет не помню, я не могу. Кусочки несвязных воспоминаний тревожат мою душу до сих пор. Первое из них – благожелательные улыбки окружающих на старте. Я понимаю, что перворазник, привязанный к веревке выглядит нелепо, но так откровенно высказывать свой интерес? Хорошо, что мне было не до этого!
Многократно повторенные крики : «Беги-беги-беги ...» подбодрили меня на старте. Когда ноги перестали доставать земли, я немного помотал ими в воздухе, проверил, что ботинки не упадут в полете, довольно удачно плюхнулся в подвеску. Началось все так хорошо, что должно было насторожить меня сразу. Но радость полета не дала мне пройти простым логическим путем, и я стал наблюдать за окружающим миром. Рация сразу после взлета вместо точных указаний инструктора выдавала звуки "х-р-р-р, п-р-р-р, т-р-р-р-р". Иногда сквозь них явственно доносились команды с земли, но кто их давал - осталось тайной. При моем идеальном слухе, я с трудом разбирал взаимоисключающие слова, требовавшие от меня поворота влево и вправо, практически, одновременно! Как дисциплинированный человек (все-таки первый вылет, пусть и инструктор почувствует себя на своем месте!) я выполнял их все, добавляя немножко от себя. Получалось мило, но немного невпопад. Кроме того, в подвеске я перемещался как пестик в ступке, что не дало мне возможности сразу же применить на практике теоретические знания об управлении весом. Вернее, я управлял им случайным образом, но по теории вероятности на управлении парапланом это отразилось не лучшим образом или никак.
Когда тягу на лебедке сбросили, я рванул отцепку и испытал несколько секунд страха, увидев, что две ленты подвески, лежавшие вместе, разлетелись в разные стороны. Поняв, что это были нужные ленты, а не ножные лямки, и система по-прежнему держит мое тело, стал выполнять команды инструктора, благо к этому времени связь более-менее установилась. Собственно, ничего выдающегося больше не произошло, если не считать не очень удачной посадки, но навык, отработанный на тандеме был усвоен прочно, приземление на задницу было очень мягким. Скажу сразу, что скорость снижения с земли кажется намного меньше, и именно это несоответствие не позволило мне совершить красивую посадку, которую я намечал.
В любом случае Саша поздравил меня с первым самостоятельным вылетом, хотя я и был не до конца доволен. Еще бы, скоро чемпионат мира, а рация на взлете не работает! Кошмар!!!
Я, как и положено у нас в авиации, хотел проанализировать свой первый вылет, но у инструкторов видимо был свой коварный план. Сменив рацию, я снова надел подвеску и был отправлен в полет. По причине срочности вылета, полетное задание выдано мне не было. Видимо, я отправлялся на свободную охоту против фашистских асов! Но последующие события опровергли самые смелые предположения.
Видимо, это традиция отправлять в полет с пожеланиями «беги-беги-беги»? Ноги уже перестали доставать земли, болтаясь в воздухе я «бежал», и посчитав это возможным, со словами "и-эх", запрыгнул в подвеску. Неожиданно земля пошла мне навстречу, и кроме нескошенных трав вокруг (вокруг – это ключевое слово!) я уже ничего не видел. Знаете ли вы, что такое бреющий полет? Нет-нет, и не пытайтесь! Вы не знаете этого, такое нужно почувствовать. Это когда кромка сидушки твоей подвески выкашивает травяной покров на твоем пути, причем, делая это по стандарту Уимблдонских лужаек, точно на расстоянии 1 дюйм с четвертью от поверхности земли. Скошенная трава разлетается по обе стороны, создавая иллюзию морского прибоя, вызывая воспоминания о катании на водных лыжах в прошлой жизни. Думаю, что сообщений об НЛО нужно ждать со дня на день на сайте НГС. Действительно, откуда в чистом поле, без единого следа человека, выбритая дорожка длиною несколько метров? Любой скажет, что это могут быть только инопланетяне!
Третий полет был в глубоких сумерках. Третья рация вела себя точно так же, что же я такого плохого сделал фирме Кенвуд? Спокойная часть затяжки расслабляла все разы, в зоне ветра просто не успевал собраться и сообразить по действиям, отчего приходилось делать очень активное управление. Отмечаю выдержку и высокую культуру инструкторов, никто даже не матерился! Вид разомкнутой отцепки заставил на мгновение напрячься. Все-таки я не люблю, когда в амуниции что-то неожиданно разлетается! Приземлился даже на ноги, чем удивил себя очень сильно, в общем полеты стали уже привычным делом, практически. Нам авиаторам ... Но, думаю, что днем летать лучше, я имею ввиду, конечно, светлое время суток. И, пока, в спокойную погоду. У РП в моем полетном листе должно быть написано ПМУ (простые метеоусловия). Как-то оно надежнее кажется.
Заключение. Серьезно. По прошествию короткого времени, проанализировал полеты, что же нужно отметить. Плюсы и минусы.
Сначала минусы:
- ни разу не видел колдуна, было не до него.
- нет уверенности на посадке, мало вылетов, не отработано.
- на затяжке нужно немного быть более собранным, сам виноват, отнесся легкомысленно.
- рация – это песня, хотя внизу же все слышу хорошо. Странно!
Теперь плюсы:
- все-таки полетел.
- на купол не смотрел уже во втором вылете.
- уже не только выполнял команды, но и смотрел на окружающий мир.
- не смотрел еще по сторонам на саму подвеску – есть перспективы.
- вся теория подтверждается, не хватает только навыков.
- хороший народ на полетах.
Итоги: как может любой увидеть, плюсов больше, чем минусов и вылетов. А значит, все удалось. Гложет только одна мысль, как бы родственников затащить на полеты, пусть их Саша прокатит на тандеме, пусть им тоже понравится! Нет, вы не поняли: ПУСТЬ ИМ ТОЖЕ !!!!
P.S. Ну, и разумеется, все это чистая правда! Впрочем, кое-где автор немного приукрасил свое повествование.
P.P.S. Было еще два дня полетов на Южном, соберусь со временем - опишу, пока свежи воспоминания ...